На съезд прибыло 827 делегатов - учителя, преподаватели вузов и ссузов, представители академической русистики, известные деятели современной российской словесности, сотрудники органов управления образованием и руководители образовательных учреждений - из 72 регионов Российской Федерации, из стран ближнего и дальнего зарубежья. От нашего города в работе съезда участвовала учитель русского языка и литературы гимназии №1 Пронкина Светлана Викторовна.
Общий тон съезду определил доклад ректора МГУ академика В.А.Садовничего «Размышления математика о русском языке и литературе», в котором он охарактеризовал основные тенденции образования в сфере преподавания русского языка и литературы и сформулировал ряд проблем, связанных с реформированием образования (Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), проведение ЕГЭ и др.).
Участники съезда в своих выступлениях первоочередной задачей определили совершенствование форм преподавания русского языка и литературы в современной школе. В то же время было отмечено, что некоторые наметившиеся тенденции реформирования филологического образования в школе вызывают тревогу и озабоченность педагогического сообщества. В первую очередь тем, что исчезает общественный смысл преподавания литературы, утрачивается понимание национальных задач, стоящих пред учителем словесником: литература перестает восприниматься как носитель национального исторического и культурного кода, как энциклопедия национальной жизни. Делегаты констатировали, что это может препятствовать социализации выпускников, ведёт к утрате целостности национального сознания, создаёт опасность интеллектуальной, духовной и творческой деградации молодого поколения.
Особую дискуссию вызвали вопросы о слиянии в Федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы предметов «Русский язык» и «Литература», а также инициатива Президента РФ Владимира Путина о формировании 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник.
В период работы участниками съезда были представлены предложения и рекомендации, касающиеся улучшения механизмов ФГОС, ЕГЭ, аттестации учителей, оплаты труда, повышения профессиональной компетентности педагогов и мн. др.
Конечно, это далеко не все проблемы, которые ждут своего обсуждения и решения. Их много, и касаются они не только учителей- словесников. Но первыми выступили именно они, потому что русский язык и литература занимают в ряду школьных предметов особое место, играют особую роль, каждый – свою. Русский язык в школе – главный инструмент познания. Русская литература – лучший воспитатель молодого поколения.
В.Ефанова