Управляющий совет:
• С формально-правовой стороны УС можно определить как орган участия общественности в управлении ОУ, наделенный, в отличие от других форм школьного самоуправления, реальными управленческими полномочиями по управлению стратегией, ресурсами, включая бюджетные финансовые средства и кадровые ресурсы ОУ.
• С содержательной стороны, со стороны его деятельности УС можно определить как орган, осуществляющий стратегическое планирование, интеграцию стратегии в структуру организации деятельности ОУ через формирование политики, норм, процедур и правил управления и деятельности, через управление ресурсами, через мотивацию, осуществляющий контроль и коррекцию планов и программ деятельности ОУ.
Устав учреждения (организации) – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурность подразделений.
Федеральный компонент образовательных стандартов – определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Цель – образ желаемого результата.
Экспертиза – особый способ изучения, исследования деятельности педагога, его личностно-профессиональных качеств, опыта и результатов педагогического творчества. Экспертиза выявляет ценности и смыслы деятельности педагога и др.
Эффективность – действенность, степень соизмерения результатов с затратами.
Эффективность обучения – мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными программой образовательного учреждения. Мера соответствия результатов обучения содержанию требований, предъявляемых человеку как к субъекту деятельности, которой он обучался, реальный уровень их позитивного влияния на успешность выполнения тех или иных задач.
Понятийный аппарат «Государственно-общественное управление»
Автономизация – получение более широкой и реальной финансово-экономической самостоятельности образовательными учреждениями и их советами, в том числе, в соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.
Анализ (в переводе с греч. – «разложение, расчленение») – форма мыслительной деятельности в изучении, исследовании составных элементов, частей, звеньев какой-то целостной системы, явления с целью вывода его закономерностей, тенденций, позитивных и негативных сторон.
Государственно-общественное взаимодействие – это форма отношений, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью в понимании ситуации, единым смыслом действий, солидарностью и согласием.
Государственно-общественное управление образованием – это постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, органы управления образованием, органы муниципальной системы управления, руководители общеобразовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования.
Гуманизация – смена отношений. Усиление гуманистических начал, утверждение общечеловеческих ценностей.
Гуманитаризация – содержательная часть этих отношений.
Деформализация – создание действительно Управляющих советов, которые имеют и используют реальные полномочия и несут ответственность за их реализацию.
Децентрализация – выстраивание «вертикали» государственно-общественного управления от отдельного образовательного учреждения через муниципальный орган развития образования до регионального совета по содействию развитию системы образования гражданского общества, населения. (А.М.Моисеев.).
Диверсификация (от лат. diversus – разный и facere – делать).
1. Расширение сфер деятельности.
2. Расширение номенклатуры продукции, проникновение ранее специализированных фирм в другие отрасли производства.
3. Корректировка основной деятельности фирмы.
4. Существенная переориентация стратегии деятельности фирмы.
(Краткий словарь современных понятий и терминов, М. – 1993).
Диверсификация (на средневековой латыни diversification – изменение, разнообразие).
1. Проникновение компаний, банков через инвестиции, покупки акций, системы участия в отрасли, не имеющие прямой производственной связи и функциональной зависимости от основного рода их деятельности.
2. В широком смысле – распространение хозяйственной деятельности в различные сферы с целью снижения риска от возможных потерь капитала или доходов. («Методист», №3, май – 2002).
Доклад - одна из форм представления результатов комплексного самоанализа деятельности образовательной системы (образовательного учреждения).
Заказ на образование - любые, как объективные, так и субъективные потребности, интересы, запросы, ожидания, опасения, требования, имеющие отношение к школе и образованию и могущие быть предъявленными в любой форме (в том числе – молча) и в любом объеме (в том числе - «нулевом»).
Индикатор – (лат. indico- указываю, определяю), прибор, устройство, элемент, отображающие ход процесса или состояние объекта наблюдения, его качественные либо количественные характеристики в форме, удобной для восприятия человеком.
Индикаторы – аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние и тенденции развития системы образования. Аналитические индикаторы - индикаторы, характеризующие условия функционирования системы образования (контекстные индикаторы) – социально-экономическое описание территории, в рамках которой функционирует система образования; индикаторы, используемые для характеристики системы образования в различных аспектах и сгруппированные по направлениям анализа.
Инновационный процесс – использование, создание и освоение новшеств в текущей практике (управленческой, образовательной, педагогической и др.).
Инновация (от лат. In – в внутрь; novatio – обновление) – процесс перевода системы из существующего состояния в качественно новое на основе использования новшества, уже прошедшего апробацию и в определенной степени гарантирующего успех преобразования (новации). Инновация направлена на развитие предмета изменений, выводящее его на иной уровень качества, в то время как большинство нововведений, не являющихся инновацией, связано с его преобразованиями в пределах нормы (совершенствованием). (Управление школой. Ключевые слова. Под ред. А.М. Моисеев, А.А. Хвагина, Москва-Кемерово. – 2002).
Инновации – новшества, новообразования, нововведение. Организационные меры по осуществлению инновационных процессов. (Большой энциклопедический словарь в 2-х томах, М. – 1991).
Институт государственно-общественного управления – механизм эффективной обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг.
Институт государственно-общественного управления – механизм разрешения конфликтов отношении доступности и качества услуг.
Институт государственно-общественного управления – стандарт качества управления.
Институционализация – разработка и закрепление правового статуса органов государственно-общественного управления, прежде всего определение взаимоотношений с Учредителем, местным самоуправлением, другими органами самоуправления, действующими в системе образования.
Информатизация – максимально полная достоверная и доступная информация об условиях, процессе и результатах деятельности образовательного учреждения, системы образования и т.п.
Качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. (Косарецкий С. Г. , Моисеев. А. М.).
Контроль – специальная деятельность, которая связана с выделением ошибок и затруднений с целью их исправления и исключения из дальнейшей работы, а также средство управления успехом. Свойства контроля: результативность, соответствие делу, своевременность гибкость, простота и др. (Воронцова В.Г., Воронцов Г.Д.)
Концепция - системное описание определенного предмета или явления, способствующее его пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей его построения или функционирования.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мера суждения, оценка какого-либо явления. Показатель – это мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта; это внешне хорошо различимый признак измеряемого критерия. Показатель играет роль эмпирического индикатора критерия.
Маркетинг в образовании – деятельность, ориентированная на согласование текущих и прогнозируемых возможностей образовательного учреждения с потребностями потребителей продуктов и результатов их жизнедеятельности с целью наилучшего удовлетворения этих потребностей и дальнейшего развития самого учреждения.
Медиаобразование – (от лат. media – средства) – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. (Педагогические технологии. Под ред. В.С. Кукушина, Ростов-на-Дону – 2002).
Менеджмент – 1. управление как явление общественной жизни; 2. управленческая деятельность как особый вид деятельности людей; управленческая практика, реализация управленческой функции в социальной организации, бизнесе, проектах; искусство управления; 3. область знаний, научная дисциплина, изучающая управление. В настоящее время менеджмент рассматривается как синоним управления.
Миссия – [лат. missio < mittere посылать] – 1) представители государства…; 2) постоянное дипломатическое представительство…; 3) миссионерская организация…4) ответственное задание, роль, поручение.
Миссия – предназначение.
Модернизировать – (фр. Modernizer< moderne – современный) – делать современным, изменять, преобразовывать в соответствии с требованиями современности, вводя различные усовершенствования.
Мониторинг - специально организованное наблюдение за чем-либо. Предметом мониторинга выступает состояние системы образования (и/или ее компонентов) в определенные периоды времени и конкретные изменения в рамках этой системы. (Управление школой. Ключевые слова. Под ред. А.М. Моисеева, А.А. Хваина, Москва-Кемерово – 2002).
Образование – процесс и результат обучения; объем систематизированных научных знаний, познавательных умений и навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образовательный стандарт – (от англ. Standard – норма, образец, мерило) – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. (Управление школой. Ключевые слова. Под ред. А.М. Моисеева, А.А. Хваина, Москва-Кемерово – 2002).
Содержание образования – это система научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
Обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования.
Обучение – это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.
Органы государственно-общественного управления - органы стратегического управления, обеспечивающего интеграцию государственного и общественного заказа, разделение ответственности за будущее школы между государством и обществом.
Орган государственно-общественного управления в общем образовании – это коллегиальный орган, имеющий определенные управленческие полномочия в области образования, формируемый посредством процедур выборов, назначения и кооптации из представителей участников образовательного процесса и трудовых коллективов образовательных учреждений, представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления системы образования и образовательных учреждений, а также из представителей граждан, их объединений и организаций, иных юридических лиц, действующих в сфере образования.
Планирование как вид управленческого действия – один из базовых видов управленческих действий, наряду с организацией, руководством и контролем и одна их общих функций управления.
Признаки стратегического планирования:
· внимание к вызовам и изменениям внешней среды, конкурентов;
· ориентация на интересы клиента;
· ориентация на выбор приоритетов и достижение долгосрочных конкурентных преимуществ;
· опора на человеческий фактор как главный;
· гибкость;
· готовность к оптимальному выбору на основе сопоставления различных альтернатив;
· направленность на цели долгосрочного выживания и процветания.
Проблема – разрыв между желаемыми и требуемыми в будущем результатами жизнедеятельности системы и результатами, имеющими место в настоящий момент.
Проектирование – это способ инновационной деятельности, использующий схему «пошагового» разворачивания от общего замысла к конкретному выбору способов и средств действия, а от него к конструированию или реконструированию объектов и процессов, с постоянной рефлексией и корректировкой эффективности выполненного «шага».
Профессионализация – постоянное «обучение», подготовка членов Управляющих и других советов к реализации управленческих функций, что обусловлено степенью готовности общественности к участию в решении проблем образования.
Публичный доклад образовательного учреждения - форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности образовательного учреждения, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития за отчетный период.
Публичная отчетность – средство обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности органов управления образования всех уровней (окружного, муниципального, образовательного учреждения).
Публичная отчетность – система, состоящая не только из ежегодного публичного доклада, но и включающая порядок и процедуры раскрытия и обеспечения доступа к установленному перечню документов образовательного учреждения.
Публичная отчетность – форма регулярного представления систематизированной аналитической информации о результатах деятельности.
Региональная система государственно-общественного управления общего образования – это единая система организационных форм и органов на уровне региона, на муниципальном уровне, на уровне образовательных учреждений, обеспечивающих согласование законных интересов, прав, гарантий, обязательств, координацию деятельности, взаимодействие и совместную деятельность в области образования органов государственной власти, органов управления образованием региона, органов местного самоуправления, образовательных учреждений с гражданами, их некоммерческими организациями и общественными объединениями, с другими заинтересованными юридическими лицами и их объединениями (союзами, ассоциациями).
Синтез - соединение разных сторон и признаков изучаемых явлений в смысловое (абстрактное) целое.
Стандарт – система требований.
Технология:
1. Научная дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы.
2. Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Новый словарь русского языка, М. – 2001).
Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализом и подведением итогов на основе достоверной информации. (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов).
Управление – это функционирование всех систем (экономической, социальной, образовательной) с целью сохранения, развития и адаптации их к изменяющимся условиям. (В.С. Кукушин)
Управляющий Совет – это коллегиальный орган, имеющий управленческие (властные) полномочия по решению тех или иных важных вопросов функционирования и развития школы.
Управляющий совет – это орган государственно-общественного управления школой, в первую очередь – стратегического управления, при том, что оперативное управление по-прежнему остается в руках директора школы.
Управляющий совет – это команда, которая имеет свои конкретные цели, задачи, проблематику и занимается управлением развития образовательного учреждения.
Управляющий совет школы – это коллегиальный внутришкольный орган государственно-общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов, и имеющий зафиксированные в уставе школы управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школы. (А.А. Пинский).