В конце октября на расширенном заседании комиссии по делам несовершеннолетних речь шла о преступности в подростковой среде.
Было отмечено, что корень неблагополучия заключается также и в снижении роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Родители часто самоустраняются, перекладывая свои обязанности по воспитанию детей на школу. Но воспитывать должна не только школа, но и семья. Именно здесь пробелы воспитания невосполнимы.
С этим трудно не согласиться. Действительно, часть родителей (и это не только социально неблагополучные семьи) с началом школьного обучения ребёнка считают, что функцию воспитания теперь должна взять на себя школа, а их роль – заботиться только о хлебе насущном, помогать учителю или ничего не делать. Это серьёзное заблуждение. Роль семьи в становлении личности исключительна, её не могут подменить иные социальные институты. Именно семья даёт детям первоначальные знания об окружающем мире, руководит ими в этом мире, учит определённым умениям и навыкам, учит общению с людьми, надёжно, порой жертвенно, охраняет и защищает от жизненных трудностей и невзгод.
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский совершенно справедливо утверждал, что «семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями - первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, братья и сёстры, дедушки и бабушки являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу». Именно семья, родители ответственны за жизненную позицию ребёнка, его нравственные принципы и идеалы. И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять детям больше свободы, чтобы они были более самостоятельными, могли действовать с большей ответственностью, всё-таки не следует забывать, что жизненный опыт ещё слишком ограничен. Поэтому дети должны знать, что есть определённая область, где они вольны действовать свободно, но есть и другая, где должны подчиняться. Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребёнка и он не знает, что правильно, а что - нет, из этой неуверенности вытекает его собственная нетвёрдость в мыслях и поступках. А отсюда один шаг до правонарушений.
И главный метод воспитания детей, конечно же, – личный пример родителей. Психологический климат семьи, её сплочённость, согласованность прав и обязанностей, взаимопонимание определяют эмоциональное и социальное развитие ребёнка.
Родителям надо понять, что вся прелесть их жизни как родителей именно в общем ритме жизни с ребёнком, в том, что отец и мать могут разделять его удовольствия и огорчения, а он, пусть хотя бы отчасти, - их. Может быть, родительское счастье в том, чтобы знать - всё, что с ребёнком происходит хорошего – это благодаря отцу и матери, всё, что можно вылепить, предугадать – не упущено. Может быть, родительское счастье и в том, чтобы видеть в воспитании ребёнка не столько обязанность, сколько возможность радостного самовыражения и самоутверждения.
Хочется ещё раз подчеркнуть, что главная помощь семьи в воспитании ребёнка – это забота о его духовной жизни, психическом и физическом здоровье, о добрых мыслях и поступках, о расширении кругозора, о насыщенности и радости жизни. И если всё будет так, никогда не придётся говорить: «Школа виновата».
В.Ефанова, методист ИМЦ
|