29.04. 2013г. в ИМЦ прошло
заседание круглого стола по теме «Возможности, ограничения и риски в
развитии государственно-общественного управления системой образования». В его
работе приняло участие 25 человек, среди них председатели и члены Управляющих
советов, директора и заместители директоров ОУ города (МБОУ ООШ № 21, МБОУ СОШ
№ 8, 10, 11, 14, 30, 32, МБНОУ
«Гимназия № 1 имени Тасирова Г.Х. города Белово», МБНОУ «Лицей № 22 города
Белово»), председатель городского совета отцов и заместитель начальника МУО,
заместитель директора и методист ИМЦ.
По итогам работы
круглого стола была принята резолюция.
РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола по теме «Возможности, ограничения и риски в развитии
государственно-общественного управления системой образования» Участники общественных слушаний, обсудив
возможности и проблемы развития государственно-общественного управления
школами, отмечают:
В школах сформированы коллегиальные органы
управления школой с участием представителей родительской общественности и
местного сообщества, обладающие комплексом управленческих полномочий.
Управляющие советы включаются в решение актуальных проблем школы, принимают решение
по вопросам организации функционирования школы и утверждают программы ее
развития. Формируются механизмы общественного контроля и оценки качества
условий и результатов предоставления образовательных услуг.
Данные опросов и интервью свидетельствуют о следующих
эффектах развития государственно-общественного управления школой:
- повышение
открытости и прозрачности системы образования;
- рост доверия
общества к системе образования, результатам ее деятельности, улучшение
имиджа системы образования;
- рост интереса местного
сообщества и родителей к школьной жизни;
- повышение
активности родителей, обучающихся, представителей общества в управлении и
содействии улучшению школы;
- ведется системное
обучение общественных управляющих, формирование гражданской позиции и
управленческих компетенций у учащихся-членов советов.
Вместе с тем участники круглого стола указали на
наличие актуальных проблем развития государственно-общественного управления:
- неравномерность
развития ключевых механизмов общественного участия в формировании
образовательной политики и управлении образованием;
- недостаточная
информированность части родительской общественности и местного сообщества
в вопросах общественного участия в управлении школой, недостаточная
активность участия в работе органов ГОУ;
- формальное в ряде
случаев создание органов государственно-общественного управления, их
низкая активность в освоении и реализации полномочий.
На круглом столе было выражено беспокойство, что
завершение реализации комплексных проектов модернизации образования определяет
риски торможения и даже сворачивания активности по развитию
государственно-общественного управления в образовании. Созданные органы
государственно-общественного управления в образовании и общественные управляющие,
вовлеченные в процесс управления школой, нуждаются в поддержке.
Перспективы развития российского образования
определяют ряд новых задач, эффективное решение которых предполагает участие
управляющих советов. В первую очередь, это введение новых образовательных
стандартов, предусматривающее разработку каждой школой своей образовательной
программы. Участие школьных советов в разработке и согласовании образовательной
программы становится важнейшим механизмом формирования и реализации
общественного заказа на образование.
На круглом столе прозвучала и получила поддержку
идея, что решение многих существующих проблем и дальнейшее совершенствование
механизмов участия общественности в управлении школой может быть обеспечено.
Для этого целесообразно развивать механизмы сетевого взаимодействия участников
государственно-общественного управления образованием.
Участниками круглого стола была выражена
поддержка института общественного наблюдения за проведением ГИА, ЕГЭ,
неформальному подходу к формированию корпуса общественных наблюдателей.
Участники слушаний
считают целесообразным в дальнейшем:
· Рассматривать
государственно-общественное управление образованием как ведущий механизм
гуманизации образования.
· Поддержать работу по
созданию муниципальной сети участников государственно-общественного управления
как механизма развития гражданского общества в городе и формирования
компетенций представителей родительской общественности и местного сообщества по
участию в управлении образовательными учреждениями.
· Рекомендовать местным
общественным формированиям рассматривать органы государственно-общественного
управления в образовании как партнеров в развитии гражданского общества.
|