Недавно мы с мамой ходили поздравлять с 77-летием Антонину Андреевну Колобаеву. Для нас она не только один из самых уважаемых педагогов, который отдал образованию города 55 лет, но и учитель нашей семьи.
Антонина Андреевна - учительница, которая с первого взгляда влюбила в себя всех второклашек, среди которых была моя бабушка.
Будучи первым секретарем горкома комсомола, мой дед не раз встречался по работе с Антониной Андреевной, и, несмотря на свою должность, часто советовался с мудрым и тогда уже опытным воспитателем молодежи.
Когда в 1 класс пришла моя мама, Антонина Андреевна была завучем по начальным классам. Сейчас они уже давно коллеги.
Даже зная все это, я не представлял, насколько интересным может оказаться наш похода гости и рассказ Антонины Андреевны о своем военном детстве и о том, как она мечтала стать учителем…
Итак. 1933 год, город Мариинск. В семье Поповых уже растут две дочери. Все ждут третьего ребенка. Папа очень хочет, чтобы родился сын.
13 марта ребенок, наконец, родился. Тёмные волосы, серые глазки, курносый носик - девочка! Но папа все равно очень рад, ведь она похожа на него.
Главные темы воспоминаний довоенного детства нашей героини - отец и сытная еда. "Папа постоянно водил меня на новогодние елки, которые были украшены множеством стеклянных игрушек, конфетами, пряниками, - вспоминает А.А. Колобаева. - Все это раздавалось активным детям, читающим на елке стихи, танцующим, исполняющим песни. Среди них была и я. Мне не унести было самой всех подарков, целый большой узел, завязанный в шаль, конечно, его нес папа”.
У мамы всегда была идеальная чистота, белоснежные шторы, кружевные салфетки, мамино рукоделие и еда. В воспоминаниях о бабушке и дедушке - красивая посуда и опять сытная еда.
Но время идет, и вот уже 1941 год. Тонечке исполняется 8 лет. Пора собираться в школу. После очередной зарплаты папа ведет самую смышленую дочь в магазин, и по его просьбе она выбирает подарки для всей семьи. А последней покупкой отца для Тонечки был зеленый, из брезента, портфель. С ним-то и пошла дочь в первый класс в сентябре - уже после того, как папу призвали защищать Родину от фашистов...
С мамой остались четыре дочки, младшей - один годик. Жили в одной большой комнате с печным отоплением. Антонине Андреевне запомнились стол, большая кровать, на которой они спали все вместе.
Несмотря на начавшуюся войну, железнодорожная школа №42 в сентябре, как всегда, начала свою работу. Тонечка пошла в первый класс. И это событие, видимо, оказалось первым шагом к ее выбору профессии, потому что она впервые встретила учителя - и сразу лучший его образец: "Моя первая учительница была эвакуирована из Ленинграда, добрая, ласковая, красивая, - Анастасия Георгиевна, ей было лет 40, - продолжает свой рассказ Антонина Андреевна. - Мамы почти у всех тогда сутками работали. Мы оставались всегда одни. Бесконечное самовоспитание и только! Анастасия Георгиевна для нас была не только учитель- но и мамой: шаль завяжет, пуговицы застегнет. Каждого обнимет, пожалеет. Уже тогда хотелось быть такой, как она, стать учительницей и учить писать между строк каких-либо книг черными чернилами из сажи и ставить оценки чернилами из свеклы”.
Отца Поповых отправили на фронт. Каждый день он слал домой письма. Почти в каждом таком письме-треугольнике были деньги от одного до трех рублей. "Он их адресовал мне, я была распорядительницей их, и, конечно, тратились они ни всех. Что покупали, не помню, но что-то по хозяйству”.
Известно, что великим счастьем военных лет было иметь корову-кормилицу. В семье Поповых она была. Именно с ней связано одно из самых трагических воспоминаний Антонины Андреевны о том периоде. Случайно проезжающий мимо родного города с востока страны на фронт отец на ходу спрыгнул из вагона, чтобы успеть встретиться с семьей. По счастью, поезд задержали по каким-то причинам где-то на час, и за это время отец смог отыскать и увидеться со своими дочерьми.
Мама в это время была где-то далеко, за городом, на заготовке сена для коровы-кормилицы. Они не смогли увидеться. Ни в этот раз... и уже никогда. В 35 лет она осталась вдовой с четырьмя детьми.
На вопрос "С чем ассоциируются у Вас четыре года войны?” Антонина Андреевна отвечает: "Со страшным словом «голод».
В школе давали немного супа в глиняных мисках и 50 граммов черного хлеба, испеченного непонятно из чего. Тома никогда не съедала. Несла домой, завернув в платочек, и делила на пять частей, А дома картошка вареная, печеная, натертая на терке вместе с кожурой - так называемые жареные драники, ничем не сдобренные. В день натирали более ведра картошки, но этого было мало. Всегда хотелось есть! Выручало молоко, а летом суп из крапивы, лебеды, листьев капусты, свеклы и т.д. Витамины в моркови, капусте, семечках, репе, брюкве и в других овощах давали жизненный тонус. Когда не хватало на зиму картошки, собирали "барду” - отходы от спиртзавода, которую привозили для замачивания соломы, чтобы накормить корову, но когда очень хотелось есть и кружилась голова, то пили эту теплую коричневую массу - «барду» - сами.
А идя в школу по железной дороге, Тоня всегда смотрела вниз, ища что-то глазами. И находила объедки, выброшенные из поездов.
"Несколько раз мне посчастливилось найти продуктовые клады, - вспоминает Антонина Андреевна. - Как-то я обратила внимание на что-то торчащее из-под сарая и заглянула туда. Вижу: мешочки с белым порошком, я их взяла, там их было немного, и принесла в контору, где мы жили, на исследование. Это же оказался американский сахар. Ура! Я доложила, откуда он у меня. Поделили по 200 граммов на 10 семей - все были счастливы. С этого времени я постоянно, заглядывала под сараи около железной дороги. И снова - клад! Банки с американской тушенкой, тоже немного, снова анализ взрослых и радость - для многих. Этот вкус я ощущаю и сейчас, такого вкусного лакомства я больше никогда не ела, Я потом поняла, что кто-то вскрывал вагоны, воровал продукты и прятал под сараи, чтоб потом унести, а тут я и подоспевала, маленькая "воровочка”. Конечно, это было очень немного раз, просто дело случая”.
Была у детей войны еще одна проблема - одежда. Ее почти не было. Зимой, например, при температуре 40-45 градусов Тонечка ходила в сапожках из тонкой кожи, укутанная платком. Летом - всегда босиком, в платье, сшитом из плащ-палатки. Даже стирать не надо. Прополоскать только, вода стечет - и снова на себя.
Сейчас, кстати, Антонина Андреевна Колобаева всегда одевается очень аккуратно и с изысканным вкусом.
Несмотря на голод, проблемы с одеждой и малый возраст, во время войны много трудились не только взрослые, но и дети. Находили силы поливать огород, доставать воду ведром из колодца, доить корову, рубить дрова, продавать у поездов молоко, готовить драники для сестер и всегда работающей мамы.
В школе Тоня - общественница, звеньевая, председатель совета отряда и тимуровец. Ребята шили кисеты, вышивали, собирали и отравляли на фронт носки, шарфы, носовые платочки, спички и другое, испытывая чувство гордости.
Трудности войны можно описывать много и долго, но на вопрос "Было ли у детей войны детство?” Антонина Андреевна отвечает: "Было! Но трудное!”.
Голос Левитана, сообщающий о победе Советского Союза над фашистской Германией, 12-летняя Тонечка услышала по дороге из школы. После этого сообщения она уже не шла, а бежала к маме, которая в это время была на дежурстве. Слезы радости, объятия! Оставалось дождаться и встретить отца, но… шли дни, месяцы. И вдруг - похоронка. "Боец Попов Андрей Николаевич, геройски защищая Родину, в 1943 году пропал без вести”.
В 1946 году стало жить еще труднее. Карточная система на хлеб была введена в военное время и сохранилась до 1947 года. Граммов по 400 выдавалось на душу, но получить этот хлеб можно было, отстояв в очереди часов по двенадцать. Очередь занималась Ночью, так как кому-то могло хлеба и не хватить, - это был основной продукт питания.
По окончании семи классов мечта стать учительницей стала совсем четкой и яркой. И первой ступенькой к ее осуществлению должна была стать учеба в педагогическом училище, поэтому в 1949 году Тоня Попова пошла на вступительные экзамены в Мариинское педагогическое училище, привязав веревочкой подошву старого тапочка к ноге. Четыре года учебы – и в 1953 году наша героиня получает диплом учителя начальной школы.
Отца Антонина Андреевна считает это своей первой победой. Сейчас, когда отдано 55 лет учительскому труду, она не просто Отличник народного просвещения, ветеран труда, имеет звание "Лучший педагог Кузбасса”, она Учитель с большой буквы, до сих пор работает по профессии и остаётся в строю…»
А еще она - учитель моей семьи.
Артем Стокич, ученик 8”А” класса гимназии №1
|