Ведущим документом Стандарта является примерная основная образовательная программа начального общего образования, на основании и с использованием которой разрабатывается основная образовательная программа образовательного учреждения.
Требования к структуре основной образовательной программы.
В Стандарте нет определения основной образовательной программы, но есть описание основной образовательной программы.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: • пояснительную записку; • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; • учебный план начального общего образования; • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; • программы отдельных учебных предметов, курсов; • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; • программу коррекционной работы; • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы. Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира (когнитивный ресурс). Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия (инструментальный ресурс). Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества (мотивационный ресурс). Личностные результаты включают в себя: самоопределение, смыслообразование, ценностные и морально-этические ориентации школьника. Метапредметные результаты включают регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Предметные результаты освоения ООП НОО включает в себя содержание предметных областей и конкретных учебных предметов (основы системы научных знаний).
Требования к условиям реализации основных образовательных программ представляет собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации ООП НОО и достижения планируемых результатов начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она направлена на формирование общей культуры, на духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Пояснительная записка состоит из: · введения; · целей и задач реализации ООП, конкретизированных в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования; · принципов и подходов к формированию ООП; · общей характеристики ООП; · состава участников ООП конкретного образовательного учреждения. «Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом (перечисляются фамилии разработчиков) образовательного учреждения (название образовательного учреждения) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений (УМК, ОС), реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования…»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования и концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы. Структура · Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания. · Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. · Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания. · Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. · Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию. · Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания. Планируемые результаты освоения ООП НОО · обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; · являются основой для разработки основных образовательных программ начального общего образования образовательных учреждений; · являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы.
Предметные результаты описаны по уровням. · Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы · Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала - «Выпускник научится». · Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета - «Выпускник получит возможность научиться».
Учебный план НОО включает: · состав учебных предметов (предметные области – филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура;
· недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; · общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; · направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования · устанавливает ценностные ориентиры начального образования; · определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; · выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; · определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Программы отдельных учебных предметов включают следующие разделы: · пояснительную записку, · общую характеристику учебного предмета; · описание его места в учебном плане и ценностных ориентиров его содержания; · личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; · основное содержание учебного предмета; · примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
· описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков. · Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ. · Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. · Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы; · Реализация дополнительных образовательных программ. · Просветительская работа с родителями.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются: · оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования; · оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования; · оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы.
Основные особенности системы оценки: · критерии достижения – планируемые результаты; · оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; · оценка способности решать учебно-практические задачи; · сочетание внутренней и внешней оценки; · комплексный подход: использование o стандартизированных работ (устных, письменных); o нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. · уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; · накопительная система оценки индивидуальных достижений; · использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; · интерпретация результатов на основе контекстной информации. Критерии готовности ОУ к введению ФГОС · разработана и утверждена ООП; · нормативная база приведена в соответствие (локальные акты, изменения в устав); · приведены в соответствие должностные инструкции; · определен список учебников и учебных пособий; · определена модель организации ОП, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности; · разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС; · осуществлено повышение квалификации всех учителей начальной школы; · обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические условия реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС.
Информационно-методическим центром организована следующая работа: · проведены подготовительные мероприятия по внедрению ФГОС; · создана рабочая группа по информационно-методическому сопровождению введения ФГОС; · разработано положение о рабочей группе и план – график информационно-методического сопровождения введения ФГОС; · организована работа творческих групп по разработке частей основной образовательной программы; · проведены и проводятся семинары, консультации по вопросам введения ФГОС НОО.
Таким образом, реализация ФГОС нового поколения потребует от педагогов администрации огромного труда в освоении новых нормативных документов, в разработке новой научно-методической документации, в освоении новых технологий и подходов в обучении. Основной задачей методической службы образовательного учреждения является разработка основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и планирование методической работы, обеспечивающей сопровождение введения Федеральных государственных образовательных стандартов.
|