На подготовительном этапе была изучена научная, методическая литература, опыт других учреждений города, области по вопросам социальной адаптации детей-сирот. Итогом проделанной работы стали материалы, которые представлены на слайде:
На организационном этапе Разработаны нормативно-правовые документы. С целью сопровождения экспериментальной работы организованы творческие группы
Введены дополнительные ставки: научный руководитель, заместитель директора по научно-методической работе, юрисконсульт. Проведена диагностика уровня профессиональной компетентности и готовности педагогов к работе в условиях эксперимента. Результаты диагностики представлены на слайде. В ходе экспериментальной деятельности: · Педагоги изменили темы по самообразованию. · 10 педагогов прошли дистанционные курсы повышения квалификации · Были проведены теоретические и практические семинары · Педагогические советы · Серии открытых мероприятий В детском доме была оборудована комната социально-бытового обслуживания для проведения практических занятий. В целях получения достоверной информации о жизненном самоопределении и социальной адаптации выпускников детского дома разработаны и внедрены «Карта социальной адаптации выпускника» и акт обследования выпускника. Проведен сбор и анализ катамнестических данных о выпускниках детского дома. Было выявлено, что у большей части выпускников социальная адаптация на низком уровне. Основные проблемы выпускников связаны с: · неумением разумно планировать бюджет и распоряжаться им; · низким уровнем навыков самообслуживания · отсутствием помощи юриста
На диагностическом этапе педагогическим коллективом были разработаны: · Программа мониторинга · Карты контроля сформированости практических умений и навыков у воспитанников; · Анкета «Жизненное самоопределение воспитанников». Подобран диагностический инструментарий Далее нам необходимо было разработать критерии и показатели постнитернатной адаптации. За основу мы взяли критерии, представленные в работах Г.Д. Простака и Г.И. Руденковой: физическая, социальная, профессионально-трудовая, морально-волевая готовность воспитанников. Каждый критерий включает в себя несколько компонентов. По каждому компоненту оценивается уровень актуального развития воспитанника-выпускника детского дома: - высокий уровень; - средний уровень; - низкий уровень. В результате проведенной диагностики готовности воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности выяснилось, что на: - высоком уровне готовы к самостоятельной жизни – 15 % воспитанников; - среднем уровне – 65%; - низком уровне готовы – 25 % воспитанников. После анализа всех проведенных диагностических исследований были определены причины дезадаптации: - склонность к вредным привычкам; - не сформированность профессиональной компетентности; - не сформированность знаний о семейных, межличностных отношениях; - низкая и неадекватная самооценка; - плохой ориентировке в правовых и экономических вопросах; - не сформированность навыков самообслуживания. На опытно-экспериментальном этапе была простроена система воспитательной работы, направленная на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности (которая включает в себя - воспитательские часы, занятия кружков, секций и творческих мастерских, психологических коррекционно-развивающих занятий). Педагогическим коллективом разработано программно-методическое обеспечение. Педагоги представляли свой опыт работы на научно-практических конференциях и семинарах разных уровней. Статьи и доклады педагогов включены в сборники печатных материалов.Специалисты детского дома являются активными участниками проблемно-ориентированных семинаров для областных экспериментальных площадок по направлению «Создание эффективных механизмов адаптации и социализации детей, нуждающихся в поддержке государства» Педагоги принимали участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней. Это можно увидеть на представленном слайде. В настоящее время мы находимся на обобщающем этапе: нам необходимо провести итоговую диагностику и сравнить результаты с предыдущими параметрами.Учебно-методический комплекс «Постинтертанная адаптация детей с особыми образовательными потребностями, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома», разработанный специалистами нашего учреждения успешно прошел рецензирование в новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, и готовятся к печати в кемеровском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
|