29.04. 2013г. в ИМЦ прошло
заседание круглого стола по теме «Возможности, ограничения и риски в
развитии государственно-общественного управления системой образования». В его
работе приняло участие 25 человек, среди них председатели и члены Управляющих
советов, директора и заместители директоров ОУ города (МБОУ ООШ № 21, МБОУ СОШ
№ 8, 10, 11, 14, 30, 32, МБНОУ
«Гимназия № 1 имени Тасирова Г.Х. города Белово», МБНОУ «Лицей № 22 города
Белово»), председатель городского совета отцов и заместитель начальника МУО,
заместитель директора и методист ИМЦ.
По итогам работы
круглого стола была принята резолюция.
РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола по теме «Возможности, ограничения и риски в развитии
государственно-общественного управления системой образования».
27 февраля 2013 года в
школе № 24 прошел семинар по теме «Взаимодействие УС с различными
представителями школьного и местного сообщества».
Директор школы Фомичева Анна Ивановна провела экскурсию по школе. Были открыты
аудитории, представлена история школы (некоторые экспозиции музея ОУ размещены
в коридорах школы), показаны особенности данной школы: фитобар, конференц-зал,
спортивные залы и многое другое. Участники семинара определили статус
директора как «настоящей хозяйки школы».
На семинаре были рассмотрены
вопросы:
• Роль Управляющих советов образовательных учреждений
в развитии системы образования;
• Управляющий совет в
системе школьного управления МБОУ СОШ №24;
• Участие Управляющего совета в Дне
самоуправления родителей;
• Особенности организации деятельности комиссий
при школьном Управляющем совете.
Особо были отмечены
выступления председателя УС школы Латыпиной Ольги Александровны,
раскрывшей роль и место УС в жизнедеятельности школы
и Макаровой Ларисы
Васильевны, председателя общешкольного родительского комитета, рассказавшей о
реализации идеи директора «Проведение Дня самоуправления родителей», в котором
приняли участие 85 родителей, из них – 19 отцов.
В семинаре приняла участие Галина
Дмитриевна Нестерова, заместитель начальника ТУ пгт Бачатский, человек
неравнодушный, тесно сотрудничающий со школой. Галина Дмитриевна –
4-й год член управляющего Совета школы № 24.
Гостям семинара была
представлена выставка наработанных материалов УС.
Затем приглашенные на
семинар работали с локальными актами УС. В этом им помогали Аптина Ирина
Владимировна и Шалина Ольга Борисовна, заместители директора по УВР.
В конце семинара
была взята обратная связь в форме синквейна. Результаты приведены в таблице
ниже.
1
Ключевое слово
2
Характеристики
3
Действия
4
Смысл
5
Резюме
Единство
Положительное, важное
Двигаться, действовать,
развиваться
Единство во благо
Сила
История школы
Хорошая
Управление, учение
Совет
Управлять, участвовать,
решать.
Совет
Управляющий, надежный
Созидает, творит, помогает
Совет – это объединение
взрослых и детей
Сотрудничество
Общественность
Деятельная, активная
Управляет, защищает,
помогает
Родительская общественность
– неотъемлемая часть учебного процесса
Взаимодействие
Совет
Прагматичный, надежный
Управляет, помогает,
работает
УС – орган самоуправления
Надежда
Совет
Действующий,
работоспособный
Взаимодействует, решает,
добивается
УС необходим современному
образованию
Надо
Взаимодействие
Управляющие, школьные
Решать, развивать,
действовать
В единстве - сила
Достижения
Совет
Заинтересованный, сильный
Работает, управляет,
контролирует
УС – мощная помощь школе
Сила!
Родители
Неравнодушные, творческие
Управлять, сотрудничать,
действовать
Заказ, государственный1,
социальный, личный
Сотрудничество – учитель,
родитель, ученик в действии
Как видно
из таблицы, участники семинара выделили самое главное в
государственно-общественном управлении (далее ГОУ): Совет, объединяющий школу, родителей
и общественность, который управляет и взаимодействует в единстве, создавая
историю школы (см. столбец 1 таблицы).
Совокупностью
отличительных свойств Управляющего совета школы № 24 названы и деловые, и
эмоционально-волевые, и мотивационные, и продуктивно-результативные, и
интеллектуально-творческие, и социальные, и другие характеристики (см.
столбец 2 таблицы).
Эти
характеристики имеют подтверждение в указанных далее действиях совета (см.
столбец 3 таблицы). Более всего отмечены основные функции Управляющего совета,
как управление, решение и помощь.
Участники
семинара определили основной смысл ГОУ: при выполнении школой государственного,
социального, личного заказа необходим УС кактворческое объединение,как единство
во благо,как управление для будущего (см. столбец 4 таблицы).
Общим
выводом участников семинара можно считать, что в союзе всех социальных
сил, при их сотрудничестве, взаимодействии, поддержке,
управлении–деятельности будет польза и появятся достижения(см. столбец 5
таблицы).
Все участники
семинара выразили благодарность директору и педагогическому коллективу,
Управляющему совету школы за открытость, гостеприимство и возможность
познакомиться с новым опытом управления образовательным учреждением в
современных условиях.
Как видно
из таблицы, участники семинара выделили самое главное в
государственно-общественном управлении (далее ГОУ): Совет, объединяющий школу,
родителей и общественность, который управляет и взаимодействует в единстве,
создавая историю школы (см. столбец 1 таблицы).
Совокупностью
отличительных свойств Управляющего совета школы № 24 названы и деловые, и
эмоционально-волевые, и мотивационные, и продуктивно-результативные, и
интеллектуально-творческие, и социальные, и другие характеристики (см.
столбец 2 таблицы).
Эти характеристики
имеют подтверждение в указанных далее действиях совета (см. столбец 3 таблицы).
Более всего отмечены основные функции Управляющего совета, как управление,
решение и помощь.
Участники
семинара определили основной смысл ГОУ: при выполнении школой государственного,
социального, личного заказа необходим УС кактворческое объединение,как единство
во благо,как управление для будущего (см. столбец 4 таблицы).
Общим
выводом участников семинара можно считать, что в союзе всех социальных
сил, при их сотрудничестве, взаимодействии, поддержке,
управлении–деятельности будет польза и появятся достижения(см. столбец 5
таблицы).
Все
участники семинара выразили благодарность директору и педагогическому
коллективу, Управляющему совету школы за открытость, гостеприимство и
возможность познакомиться с новым опытом управления образовательным учреждением
в современных условиях.
В помощь Управляющим советам
Основные направления деятельности Управляющего совета
Государственно-общественное управление образованием можно представить как интеграцию трех направлений работы: а) демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием,
б) развитие самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней),
в) организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения, участвующие в образовательной деятельности. Однако насколько готовы пойти по этому пути государство и общество - покажет время.
Методы деятельности органов государственно-общественного управления образованием
Наряду со специфическими методами деятельности органов государственного управления образованием (приказ, распоряжение, требование, утверждение, методы поощрения, наказания и ответственности) и органов общественного управления образованием (общественное поручение, общественное мнение, общественного поручительства, общественной экспертизы и др.) у них могут быть и общие методы государственно-общественного управления образованием. Среди них - методы управленческого цикла, педагогической инструментовки конкретного дела, личного примера, авансированного доверия, позитивного стимулирования, просьбы, совета, предложения и др.
Формы организации деятельности органов государственно-общественного управления образованием
В государственно-общественном управлении образованием могут использоваться такие формы, как заседания, конференции, «круглые столы», отчеты, самоотчеты, обсуждение проектов управленческих решений и нормативно-правовых документов, и др. Очевидно, наилучшие результаты, принесет оптимальное сочетание методов и форм управленческой деятельности субъектов государственно-общественного управления, максимально учитывающих конкретные условия функционирования образовательных систем и учреждений.
Критерии оценки эффективности государственно-общественного управления образованием
1) вклад субъектов ГОУО в улучшение условий функционирования образовательного процесса (финансовое обеспечение; оснащенность нормативно-правовой базой; информационное обеспечение участников образовательного процесса),
2) вклад субъектов ГОУО в улучшение состояния образовательного процесса (реализация прав участников образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением; гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса; качество учебного процесса; качество внеурочной и внешкольной воспитательной работы),
3) вклад субъектов ГОУО в улучшение результатов образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков учащихся; уровень гражданского воспитания учащихся; готовность учащихся к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования).
Основные аспекты контроля и оценки деятельности Управляющего совета.
Во-первых, она оценивается по определенным критериям и соответствующим основным целям федеральной и региональной программы развития образования.
Во-вторых, местные органы управления образованием обеспечивают соблюдение основных положений Закона об образовании и основных нормативно-правовых актов.
В-третьих, установление мер и границ ответственности, четкое распределение обязанностей, обязательной самооценки членов УС и внешней экспертизы со стороны органов управления и методической службы.
Основные критерии оценки деятельности Управляющего совета:
- Соответствие целям. Соответствие деятельности УС целям федеральной и региональной программ развития. Насколько эти цели соотносятся с ожиданиями субъектов педагогического процесса.
- Обоснованность. Насколько обоснована программа действий УС заявленным целям. Позволяют ли они достичь ожидаемых результатов.
- Эффективность. Дают ли положительный эффект выбранные процедуры и средства. Первые результаты свидетельствуют об эффективности и значимости инновационной работы.
- Действенность. Позволяют ли новые методы и процедуры улучшить управление кадрами и средствами. Позволяют ли они уменьшить материально-финансовые средства? Какие резервы еще не востребованы?
Регулирующие функции Управляющего совета
1.Объединение усилий. Речь идет об объединении внутренних сил, которые чаще всего не имеют тесной взаимосвязи и внутреннего соответствия.
2.Мобилизация вокруг самоидентификации образовательного учреждения. Это значит опора на специфику и отличительные особенности ОУ, позволяющие усилить те или иные стороны деятельности и которые составляют точки опоры. Те в свою очередь повлияют на искоренение слабых сторон.
3.Согласованность действий. УС представляет собой инструмент определенной согласованности с окружающей средой, с партнерами, выборными органами ученического самоуправления.
4.Планирование действий. Планировать - это, значит, определить степень важности предпринимаемых действий и выработать программу, позволяющую владеть ситуацией и происходящими изменениями.
Сущность государственно-общественного управления образованием