Открытые учебные занятия с детьми – главное
испытание конкурса «Учитель года». Именно этот этап приносит наибольшее
количество баллов. Именно здесь, в общении с детьми, конкурсанты могли показать
стиль своей работы, свой профессиональный почерк. 15 и 16 января в гимназии №1 прошли открытые
уроки участников конкурса «Учитель года – 2013». Лубягина
Марина Александровна пригласила учеников 8 «А» класса в музыкальную гостиную
с поэтическим названием «Любовь», которой «держится и движется мир». Вниманию
восьмиклассников были предложены «Полонез» М.Огинского, «Лунная соната»
Бетховена, « Ave, Maria!» Каччини. Божественная музыка о любви…к
женщине, к родине…нашла отклик в сердцах учеников. Ассоциации к слову любовь –
нежность, волнение, восторг, забота, дружба, верность, доверие, мужчина,
женщина – были эмоциональным продолжением рассказа учителя о биографии
Огинского и Бетховена. А бессмертные строки великих поэтов помогли гимназистам
поделиться и своим поэтическим творчеством: талантливые стихи Полины о
расставании влюблённых вызвали аплодисменты гостей и одноклассников. И было
видно, что ребята самого трудного школьного возраста умеют слушать, слышать,
видеть и чувствовать.
На занятии Марины Александровны как-то сразу,
сквозь слёзы от «Лунной сонаты», вновь стало понятно (даже нам, взрослым), что
главное в жизни – любовь. Она есть. Просто люби…Под руководством молодого специалиста Михеевой Александры Евгеньевны
ученики 3«В» класса освоили начальные
этапы создания мультфильмов в программе ПервоЛого. Они научились выбирать
образ, подбирать формы, менять фон и добавлять движение. В результате у каждого
ребёнка получилась своя анимация, живая картинка. На занятии Александры Евгеньевны гимназисты
показали умение самостоятельно выполнять
задания и заполнять индивидуальные листы оценивания. А искренний интерес детей
педагог подкрепила сладким призом, что дополнило радость от выполненной работы.
«Чтобы узнать правила дорожного движения, не
обязательно попасть под грузовик» - эту народную
истину доказала на своём занятии Ичинская
Татьяна Викторовна, которая в 5«В» классе провела «Заседание клуба
внимательных пешеходов». Три команды повторили виды дорожных знаков, прошли
этапы соревнований: «Найди дорожный знак», «Угадай, какой ты знак», «Дорожная
ситуация», «Создай проект своего дорожного знака». За отличные знания по теме,
активную работу все ученики были награждены медалями «Внимательный пешеход».
Тема занятия в 6 «Б» классе Ленкиной Татьяны Викторовны – «Обеспечение жизнедеятельности
человека в природной среде при автономном существовании». Работа проходила в
группах по технологическим картам. Ребята выполняли задания по предложенному
алгоритму: определяли сигналы бедствия, «сооружали» временные укрытия, «искали»
пищу, «добывали» воду и огонь. Результаты работы были представлены всему
классу. Домашнее задание было логическим продолжением урока – решить
ситуативную задачу по изученной теме. Стихия музыки – могучая стихия. Она чем непонятней, тем сильней. Глаза мои, бездонные, сухие, Слезами наполняются при ней.
Слова поэта Е.Винокурова были эпиграфом к уроку
музыки «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме» в 5 «А» классе Кобзарь Ирины Георгиевны. Ученики,
прослушав хоровое пение в мужском, женском, детском, смешанном исполнении, дали
определение хору и хороводу, а капелла и
литургии, спели хором «Во поле берёзка
стояла». Обращаясь к картине В.Васнецова «Крещение Руси», Ирина Георгиевна
познакомила пятиклассников с историей духовной музыки, рассказала об отличиях
духовной музыки и светской. Заключительная хоровая песня «Дорога добра» была
напутственным словом учителя гимназистам о том, что хор сплачивает и объединяет
людей, что сила – в единстве и любви
друг к другу, что дорога жизни должна быть
дорогой добра.
На занятии Гонцовой
Ольги Евгеньевны с девятиклассниками школы №10 речь шла о выборе профессии.
О выборе осмысленном! Для чего важно правильно работать с информацией,
понимать, что мнения и знания – не одно и то же, а значит, всегда нужно
подкреплять свои предположения документальными источниками. Формирование
навыков осмысленного выбора проходило через работу с текстом и игру. Ребята
повторяли и систематизировали лексический материал, совершенствовали
лексические навыки и изучали новые слова в форме игры. Дети также прогнозировали популярные
профессии в Германии, России и Кузбассе. Заключительный этап урока, рефлексия,
также прошёл в форме игры «Лото», где ученики подбирали к видам деятельности
способы деятельности. На уроке звучала только немецкая речь, но
подростки поняли самое важное – слова можно учить играючи, а главное в жизни – сделать правильный, осмысленный
выбор.
Занятие по физике Бирюковой Риты Альбертовны в 7 «В» классе «Давление твёрдых тел»
было классическим по форме. Работая с учебником, гимназисты дали определение
понятия давление. Через практические занятия, руководствуясь инструкцией,
вывели формулу зависимости давления от массы тела и площади поверхности, узнали
единицы измерения давления, сделали выводы, вытекающие из опытов. Решение задач позволило закрепить полученные
знания. А безошибочное распределение рисунков по общим признакам увеличения –
уменьшения давления показало, что тема школьниками усвоена отлично!
Есть немецкая пословица – попасть в дроби, т.е.
попасть в затруднительное положение. Занятие Чебельковой Галины Николаевны в 6 «Г» классе по теме «Смешанные
дроби произвольного знака» показало, что для наших детей дроби – это совсем не
трудно, а увлекательно! Галина Николаевна использовала на занятии
элементы модульной технологии – в частности, технологическую карту, что
позволило каждому ученику работать самостоятельно, в своём ритме. Устный счёт по теме «Сложение и вычитание
дробей», правила, закрепление пройденного прошли в форме игры. Лист самоконтроля,
карта самооценивания наглядно показали
гимназистам их успехи и вдохновили на выполнение творческого домашнего задания:
составить ребус или кроссворд по теме «Дроби».
«Мелодией одной звучат печаль и радость» - эти
слова А.Блока стали эпиграфом к занятию по теме «Мелодия» Шишовой Натальи Петровны в 6 «А» классе. Ребята узнали, как
мелодией можно передать настроение, а словарь эстетических эмоций помог им
описать музыку Моцарта. «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт».
Почему? Потому что излучает свет и тепло. Непростой вопрос для шестиклассников,
но они справились. Да и не могло быть по-другому, когда рядом Наталья
Петровна…ведёт, помогает, вдохновляет… А затем, после солнца и света, «Реквием»
Моцарта, после которого трудно говорить… Но можно передать свои впечатления знаком,
символом, словом. И шестиклассники назвали свои ассоциации от Lacrimosa (лат. –
трогающая до слёз, слёзная) - чёрный цвет, пульс, который сходит на нет, на
прямую линию, слёзы, страх…Печаль и радость – это всё о нём, о Моцарте… Но и
гимназисты почувствовали состояние «печаль моя светла» и создали мелодическую
линию, а затем и мелодию настроения класса, где каждая нота означала свою
эмоцию. Заключительная песня «Коль есть в душе твоей
хорошее» и пожелание педагога: «Не уставайте творить добро» были гармоничным
завершением урока, развивающим душу…через музыку – «самое сильное из искусств».
Любите ли вы Японию так, как полюбили её ученики 4 «А» класса на уроке рисования Лонгольф Людмилы Александровны? Хокку–философские
трёхстишия, японские пейзажи помогли четвероклассникам почувствовать ритм
Страны Восходящего Солнца и вдохновенно рисовать ветку цветущей сакуры. А
технология выдувания обеспечила успех каждому ученику, что показал
фестиваль-любование сделанными работами в конце урока.
Классный час «Разговор с
учащимися»
Три года финалисты походят через новые испытания
– классный час «Разговор с учащимися» и «Беседу с родителями». Эти этапы во
всей полноте показывают мастерство педагога как классного руководителя, мудрого
наставника детям и взрослым. И 17 января в гимназии состоялся III тур конкурса – «Учитель учителей».
Кобзарь
Ирина Георгиевна разговаривала с учащимися 4 класса на тему «Без
прошлого нет будущего». И речь шла о патриотизме, о любви к родному краю и России как залоге счастливого будущего.
Ребята с увлечением создавали портрет гражданина Белова, выбирая из карточек,
предложенных учителем, те нравственные качества, которые всегда будут важны и
нужны. Обстоятельно объясняя свой выбор, сделали вывод, что каждый человек хранитель
прошлого, без которого нет будущего.
«Что есть добро?» - такой вопрос задала ученикам
5 класса Чебелькова Галина Николаевна. И в
диалоге педагог и ребята определили главные категории добра, вспомнили
пословицы о добре. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты» и «цепочка
добрых дел» помогли гимназистам лучше понять, что есть добро и почему его так
ценят люди.
«Настоящая дружба» - тема разговора с
семиклассниками Гонцовой Ольги
Евгеньевны. Дружба настоящая и ненастоящая, как не ошибиться при выборе
друга, как помириться с другом, почему на друзей долго не обижаешься – вот
вопросы, на которые педагог и ребята нашли ответы. Заключительная песня «Друг в
беде не бросит» подвела итог содержательной и актуальной для подростков беседе.
Эпиграфом к разговору с учениками 5 класса
«Человек отражается в своих поступках» Шишовой
Натальи Петровны стали слова Сократа «Человек отражается в своих
поступках». Ребята поднимались по «Лесенке счастья», состоящей из 4-х ступеней:
«Я живу», «Я общаюсь», «Я творю», «Я преобразую мир». На первой ступени учились
различать поступки и проступки, что нужно совершать, а чего избегать. Девиз
второй ступени – «Если в том, что ты говоришь, нет ни правды, ни доброты, ни
пользы, зачем тогда ты это говоришь?». На третьей ступени решали важный
вопрос - какие дела и поступки можно
считать красивыми. А на четвёртой сделали вывод, что каждый человек, даже
школьник, может преобразовывать мир. Если стремится к красоте, добру и правде.
Бирюкова
Рита Альбертовна разговаривала с учениками 7 класса на тему «Что
есть красота?». Разговор строился на основных вопросах известного
стихотворения: «Что есть красота, и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в
котором пустота, или огонь, мерцающий в
сосуде?». Вечная тема нашла живой отклик в душе ребят и помогла состояться
плодотворному разговору.
Беседа с родителями
«Осторожно, талантливый ребёнок» - на такую тему
беседовала с родителями Кобзарь Ирина
Георгиевна. Педагог рассказала, насколько важно родителям увидеть талант в
своих детям, помочь ему раскрыться, развить и поддержать. В помощь родителям
Ирина Георгиевна подготовила памятку «Как общаться с талантливым ребёнком». Каждый
ребёнок для близких и родных людей талант и солнышко, поэтому так актуально
прозвучали заключительные слова Сократа: «В каждом человеке солнце, только
дайте ему светить».
Чебелькова
Галина Николаевна считает, что «досуг – дело тонкое». И в наше
непростое время, когда вокруг много соблазнов, очень важно знать, как дети
проводят своё свободное время. Педагог поделилась с родителями, как увеличить
время общения с детьми, в чём причина нехватки общения, что нужно изменить. А
самый главный вывод прост, как всё гениальное – как можно чаще быть вместе с
детьми: слушать, слышать, видеть и участвовать – в делах, переживаниях,
разговорах. Гонцова
Ольга Евгеньевна выбрала тему «Конфликт и способы его
разрешения». Тема актуальна, т.к. и дети, и взрослые часто сталкиваются с
непониманием, с противоречием между ожидаемым и реальностью. Как преодолеть
конфликт? Какую выбрать тактику поведения? Каковы способы решения конфликта? На
эти вопросы Ольга Евгеньевна дала родителям профессиональные, грамотные советы,
которые помогут жить, работать и общаться.
Шишова
Наталья Петровна говорила с родителями на тему «Детская
агрессия». В помощь родителям был предложен метод шести шляп, где каждая
обозначает определённый этап работы. Определить агрессию. Найти выход из
критической ситуации, её вызывающей. Выразить свои эмоции, чувства, любовь к
ребёнку словами и объятиями. Настроиться оптимистично в поисках помощи
агрессивному ребёнку. Найти выход из состояния гнева не агрессируя. Постараться
предупредить агрессию ребёнка. В заключение беседы педагог рассказала притчу о
бабочке, где одно движение ладоней может её либо убить, либо сделать свободной.
Так и «наши дети – в наших руках. От нас зависит, каких детей мы выпустим в
жизнь». Бирюкова
Рита Альбертовна беседовала с родителями на тему «Как сохранить
здоровье детей». Отметив три составляющих здоровья: занятия спортом, режим дня,
правильное питание, педагог также поделилась с родителями, какие ситуации и
увлечения детей могут вызвать проблемы со здоровьем, как это можно преодолеть,
какую роль играет семья в сохранении здоровья.
Мастер-класс
18 января в конференц-зале ИМЦ прошёл
заключительный этап конкурса «Учитель года» - «Учитель-лидер».
«Не мыслям надо учить, а мыслить» (И.Кант). Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у
мастера. Чаще всего путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
Урок «на взрослых» всего 15 минут. Что можно успеть за столь короткое время?
Можно превратить урок в сказку, чудо, волшебство. И слова Канта, взятые в качестве темы мастер-класса,
предоставили финалистам большой простор для творчества.
Кобзарь
Ирина Георгиевна учила мыслить, слушая музыку. Тема зимы в двух
музыкальных композициях – Вивальди и Чайковского - вывела слушателей на юбилейную зиму для
Кузбасса и Белово. А песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», исполненная
вместе с залом, показала, насколько взаимосвязаны наши мысли и музыка. И что
первично – вопрос открытый. Чебелькова
Галина Николаевна, как истинный математик, замечает в городе
геометрические фигуры, в частности, рекламные щиты. Что могло бы быть на них?
Реклама? И только? А может, теорема
Пифагора или таблица умножения? Галина Николаевна предложила группе составить
свой проект изображения на рекламном щите. И получилось! 70 лет Кемеровской области
– из геометрических фигур! Гонцова
Ольга Евгеньевна учила извлекать нужную информацию и её
структурировать. От текста – к информации, от информации – к мышлению. Только
следуя таким путём, мы можем понять основной смысл текста на любом языке. А в
помощь нам разум, знания и
наблюдательность– умение проводить аналогии и правильно «читать» иллюстрации. Задача музыки – научить чувствовать. Такую тему
раскрыла перед слушателями Шишова
Наталья Петровна. Как часто мы говорим: «Я не подумал». Значит – не почувствовал.
А ведь для того, чтобы мыслить, думать, предполагать, размышлять,
фантазировать, усваивать, понимать, надо почувствовать. Помочь в этом может
музыка – закодированная реальность. Потому что «сегодня наша задача не просто
давать информацию, а создавать условия для того, чтобы получать информацию
самим. И почему бы это не сделать через искусство?». Бирюкова
Рита Альбертовна инсценировала сказку «Репка», чтобы показать,
что всё в природе взаимосвязано. И детская сказка – пример взаимосвязанных
законов и аксиом физики, географии, социологии.
Публичные лекции
Интеллектуальный и общекультурный уровень,
социальность и духовная значимость поднимаемой проблемы – вот качества, которые
определили успешность в этом соревновании. Тему лекции каждый финалист выбирал
самостоятельно:
«Роль духовно-нравственного воспитания в школе»
(И.Г.Кобзарь)
«Математика учит думать» (Г.Н.Чебелькова)
«Общество в стиле пэчворк, или зачем нужна
толерантность» (О.Е.Гонцова)
«Музыка. Осторожно: звук отравлен!» (Н.П.Шишова)
«Нанотехнологии – прорыв в будущее»
(Р.А.Бирюкова)
Каждая лекция выражала личностную позицию
финалиста, и потому интерес слушателей был неподдельным и
искренним.
Особенности проведения мастер – класса на конкурсе «Учитель года»
Это одно из конкурсных занятий, которое проводится с аудиторией взрослых. Импровизированный класс - все присутствующие на данном конкурсном этапе. Его длительность – 20 минут. Тема мастер – класса - тема конкурсного дня, определяемая оргкомитетом.
Мастер – класс – это занятие, целью которого является представление системы (проекта), опыта работы педагога. Это форма работы, в которой педагогу предоставлена возможность публичной демонстрации профессиональной компетентности. Помните, что Мастер, это человек, который достиг высокого профессионализма в своей сфере деятельности, создал шедевр, значит, он обладает секретами мастерства.
Мастер-класс - это деятельность мастера по передаче СЕКРЕТОВ своего мастерства коллегам, членам жюри, представителями общественности. В целом же мастер-класс проводит УЧИТЕЛЬ для УЧИТЕЛЕЙ.
Мастер класс - это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта.
Занятие должно
- обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия;
- демонстрировать личные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений;
- показать социальную, гражданскую зрелость.
Содержание занятия – повод, позволяющий показать педагогическое мастерство, свой профессионализм. Это занятие необычайного вопроса, оригинальной постановки интересной проблемы!
Критерии оценивания:
1. Педагогическое мастерство
- Степень готовности к распространению педагогического опыта
- Методическая грамотность проведения занятия
- Знание и навык применения современных технологий обучения
2. Аналитические способности
- умение сочетать описательность и аналитичность своего опыта;
- профессиональная компетентность -
- методическая подготовленность
3. Артистичность
· Способность к импровизации
· Степень воздействия на аудиторию
4.Общая культура
- Эрудиция
- Коммуникативная культура
|